главная страница 
  АКАДЕМИЯ ИГРЫ 
        публикации

КЛАССИКА ИГРЫ

ИГРА В ЭНЦИКЛОПЕДИЯХ ХХ ВЕКА

            Редакция "Академии игры" и Институт игры представляют проект "Социальные и индивидуальные представления об игре в ХХ веке". Начинаем с публикации взглядов на игру, содержащихся в наиболее авторитетных, значимых и читаемых на российском пространстве энциклопедиях ХХ века. Первая из них опубликована накануне бурного ХХ столетия, несет в себе следы XIX - Золотого - века русской культуры.

Брокгауз и Эфрон, СПб, 1894, т. 24, с. 790 – 792.

ИГРЫ: I Общественныя: А) у грековъ (см. Агоны). В) У римлянъ (Ludi). – Подобно греческимъ агонамъ, И. у римлянъ находились в тѣсномъ отношенiи къ культу; не смотря на общiй упадокъ религiозности въ эпоху разцвѣта римскаго государства, ихъ число все увеличивалось, а обстановка дѣлалась все роскошнѣе. Общественныя игры (ludi publici) подраздѣлялись на l. stati, перiодически повторяющiяся, l. votivi, совершавшiяся по обѣту, l. extraordinarii. По родамъ, онѣ раздѣлялись еще на circenses, введенiе которыхъ приписывалось еще Ромулу, gladiatorii и scaenici. Первыя находились въ завѣдыванiи эдиловъ, которые ставили ихъ на свой счетъ и старались превзойти другъ друга въ роскоши, съ цѣлью заслужить благоволенiе толпы. Онѣ открывались торжественной процессiей, обходившей весь циркъ, послѣ чего начинались состязанiя, состоявшiя въ бѣгѣ, ристанiи колесницъ, кулачномъ боѣ и примѣрныхъ сраженiяхъ, даже морскихъ (naumachiae). L. gladiatorii происходили въ амфитеатрѣ (см. Гладiаторы), scaenici – въ театрѣ. Важнѣйшiя изъ римскихъ l. publici: 1) L. Appolinares, учрежденныя во время 2-й Пунич. Войны (212 до Р.Х.). Совершались 5 iюля въ Circus Maximus. 2) L. Capitolini – въ честь Юпитера, послѣ изгнанiя галловъ. 3) l.Florales или Floraria – весеннiй праздникъ, въ позднiя времена отличавшiйся разнузданностью. 4) L. Magni или Maximi упоминаются Ливiемъ впервые въ 491 г. до Р.Х. Дiонисiй подробно ихъ описываетъ, съ цѣлью доказать ихъ заимствованiе отъ грековъ. Уже въ древнѣйшее время на нихъ тратились большiя суммы (500 минъ сер. ежегодно). Они происходили въ циркѣ и состояли первоначально только изъ конскаго ристанiя. Впослѣдствiи присоединились борьба и звѣриный бой. 5) L. Megalenses, въ честь великой матери боговъ, по поводу перенесенiя въ 204 г. ея символа, чернаго камня, изъ Фригiйскаго Пессинунта въ Римъ. 6) L. Plebeii, учрежденныя въ республиканское время. Происходили въ Фламинiевомъ циркѣ. 7) L. Romani, патрицiанскiй праздникъ въ честь капитолiйской трiады. 8) L. Saeculares, справлявшiяся разъ въ 100 лѣтъ, учреждены консуломъ Валерiем Попликолой и совершались каждый разъ послѣ предварительной справки въ Сивиллиныхъ книгахъ, такъ что случалось, что между двумя празднествами протекало и болѣе 100 лѣтъ, напр. 110. Праздникъ длился 3 дня и 3 ночи, при чемъ допускались иногда слишкомъ свободныя отношенiя между полами, такъ что Августъ, во время знаменитыхъ L. Saeculares 17 года до Р.Х., разрѣшилъ молодежи обоего пола участвовать въ празднествахъ не иначе, какъ подъ надзоромъ старшихъ. Празднествамъ предшествовало объявленiе о приближенiи ихъ глашатаями по всей Италiи. Онѣ начинались торжественною помпой, жертвами; ночи проходили въ пѣнiи, танцахъ и театральныхъ представленiяхъ. Заканчивались игры пѣнiем особаго Carmen Saeculare, исполнявшагося хоромъ изъ 27 мальчиковъ и такого же числа дѣвочекъ. Въ 17 г. до Р.Х. Carmen Saeculare сочинено было Горацiемъ. 9) L. Augustales – 3 различныхъ праздника въ честь императора Августа: первый справлялся въ день его рожденiя, второй въ день благополучнаго возвращенiя изъ путешествiя по Востоку, третiй былъ учрежденъ послѣ смерти его въ честь его, какъ Divus Augustus. Cp. Friedländer, “Darstellunger aus der Sittengeschichte Roms” (Ii, 227 сл.) и его же – у Marquardt-Mommsen’a: “Handbuch d. Röm. Altertümer” (VI).

II. Увеселительныя игры частнаго характера у грековъ и римлянъ. Лексикографъ Полидевкъ (IX, 9) перечисляетъ до полусотни разныхъ родовъ игръ, бывшихъ въ употребленiи у грековъ, изъ которыхъ около половины детскiя, какъ-то: куклы, лошадки и т.п. Самыя употребительныя игры взрослыхъ: 1) игра въ кости или зернь (άστραγαλισμός, alea). Кости имѣли четыре поверхности съ нумерами: 1.3.4.6. Четыре такiя кости клали въ небольшой сосудъ и, выбрасывая на столъ, смотрѣли, какiя цифры на верхнихъ ребрахъ. Лучшимъ метанiемъ считалось то, при кот. все 4 цифры были разныя (venus), худшимъ, - если вездѣ стоялъ 1. Иногда костямъ придавали правильную кубическую форму съ нумерами отъ 1 до 6 (tesserae). Игра эта считалась азардною и когда шла на деньги, называлась также κυβεία, была запрещена и производилась въ особыхъ притонахъ, нызвавшихся также κυβεία, или σκιραφεĩα; 2) игра, вродѣ нашихъ шашекъ или шахматовъ – πεττεία, отъ камушковъ πεττοί, которые замѣняли шашки, или πόλις, такъ какъ напоминала отчасти и игру, называющуюся осада крѣпости. Задача игрока состояла въ томъ, чтобы запереть противнику ходу. У римлянъ подобная игра называлась l. latrunculorum, или duodecim scriptorum; 3) четъ и нечетъ (άρτιάζειν, ludere par impar), азардная игра, тожественная современнымъ, состоящимъ въ угадыванiи числа денегъ и т.п., зажатыхъ въ рукѣ, пальцевъ (мора) и т.д.; 4) игра в мячъ (σφαιριατικη) упоминается уже у Гомера. Играли по двое и болѣе человѣкъ. Иногда дѣлились на два враждебные лагеря. Нѣкоторые роды И. въ мяч принимали видъ прямо упражненiй съ гигiеническими цѣлями, напр. раскачиванiе грудью большого полаго мяча, висящаго съ потолка; 5) Кότταβος, преимущественно греческая игра, допускавшаяся въ веселыхъ компанiяхъ, за попойкой, и потому считавшаяся несколько непристойною для людей степенныхъ. Состояла въ искусномъ выплескиванiи капель вина изъ сосуда въ другой сосудъ, или на особый приборъ, вродѣ канделябра съ статуеткою (Μάνης) наверху. Жидкость должна была задѣть металлическую пластинку, лежащую на головѣ статуетки и сбросить ее въ подставленный сосудъ, при томъ такъ, чтобы онъ издалъ при этомъ звукъ. Нѣсколько приборовъ коттаба найдено въ некрополяхъ Этрурiи, но среди римлянъ, по крайней мѣрѣ въ хорошо извѣстныя намъ эпохи эта не была распространена. См. Becker, “Charikles” (т. II, стр. 38, 362) и «Gallus» (II, стр. 79; III, стр. 454; обѣ кн. Беккера перев. На русск. яз.); Ohlert, «Rätsel und Gesellschaftspiele der alten Griechen» (1886); Richter, “Die Spiele der Griechen und Römer” (1887).                   А.Щ.

            У народовъ романскихъ и германскихъ общественныя И. не были такъ разнообразны; у германцевъ въ древнѣйшую эпоху въ большомъ ходу были только военныя И. для упражненiя юношей. У славян (восточныхъ) общественныя И., называемыя духовными писателями игрищами, сопровождали какой-либо языческiй обрядъ, а потомъ стали прiурочиваться къ какому-либо опредѣленному времени. Наиболѣе распространены были кулачные бои (см. VII, 228), бѣга, скачки, метанiя копiй, стрѣльба изъ лука и др. Побѣдители получали награды и выигрывали заклады. Церковь карала отлученiемъ предававшихся игрищамъ. Въ большомъ ходу съ древнѣйшихъ временъ были И., имѣвшiя цѣлью выигрышъ (зернь, карты и др.). У женщинъ и дѣвицъ по настоящее время большою любовью пользуются хороводы, ведущiе начало съ отдаленной древности. Ставъ предметомъ изслѣдованiя этнографовъ, русскiе И. вошли въ разные сборники: Сахарова, «Сказанiя русскаго народа» (CПб., 1885); Терещенко, «Быт русскаго народа» (ч. IV); Сементовскiй, «Обзоръ игръ въ Полтавской и Черниговской губ.» («Маякъ», 1843, т. XI); Максимовичъ, «Дни и мѣсяцы украинскаго селянина» («Русская Бѣс.», 1856); Маркевичъ, «Обычаи и повѣрья масороссiянъ» (1860); Moszynska, «Kupajlo», въ «Zbiòr wiadom. do antrop. krajow.» (1881);  Исаевичъ, «Дѣтскiя игры игры въ окрестностяхъ Переяслава» («Кiев. Старина», 1887); Ивановъ, «Игры крестьянскихъ дѣтей въ Купянскомъ у.» («Сборн. Истор.-Филолог. Общ. При харьк. унив.», т. II). См. Дѣтскiя игры (т. XI, 353).                             В.Р-въ.

Большая Советская Энциклопедия.

1-е изд., М., 1932, т. 27, с. 410 - 412.

       ИГРÁ, как одна из основных деятельностей ребенка, уже издавна привлекала внимание психологов и педагогов, однако вполне удовлетворительной теории И. до наст. времени нет. Наиболее старой и наименее признаваемой сейчас является теория отдыха, формулированная еще 200 лет назад Кемсом: "И. необходима человеку, чтобы освежиться после труда". В 19 в. теорию отдыха развивали Гутс-Мутс (частично) и Лацарус. а в наше время - Патрик ("Psychology of Relaxation"). Эта теория могла поддерживаться только в то время, когда имели в виду преимущественно И. взрослых и недостаточно обращали внимание на И. детей; к И. детей она явно неприложима. В 19 в. наибольшей популярностью пользовалась теория избытка энергии, до известной степени противоположная теории отдыха. Теорию избытка энергии наиболее ярко выразил в "Письмах об эстетическом воспитании человека" еще Шиллер: животное работает, когда к деятельности его побуждает отсутствие чего-либо необходимого; оно играет, когда деятельность вызывается обилием силы, когда избыток жизни побуждает животное к деятельности, аналогичную теорию развивает Спенсер в "Основах психологии": игрой называется проявление жизненной энергии, не ставящей себе практических целей, но стремящейся только обнаружить себя, в противоположность работе, имеющей в своей основе утилитарные цели; в тех случаях, когда нет естественного приложения энергии, она растрачивается на воображаемые действия вместо того, чтобы быть употребленной на настоящие действия. В противоположность теории отдыха теория избытка энергии имеет в виду гл. обр. И. животных и И. детей. Но уже Спенсер, в общем дающий смягченную, сравнительно с шиллеровской, версию теории избытка жизни (у него это скорее теория энергии, расходуемой не на утилитарные цели), сближает И. с инстинктом. Это сближение И. с инстинктом, одновременно с признанием значения инстинктов в борьбе за существование, подготовило почву для теории К.Гроса, к-рая в наст. время пользуется большой популярностью, особенно среди педагогов и биологов, в меньшей мере - среди психологов.

       Тезис Гроса, развиваемый им в двух больших работах ("Игры животных" и "Игры людей"), таков: молодое существо играет не потому, что молодо, но сама молодость дана ему для того, чтоб играть. Тот факт, что чем сложнее организация животного, тем длинней его детство и сложней его И., Грос объясняет так: у низших животных действие регулируется инстинктом и, будучи несложным и выполняемым в сравнительно простых и однообразных условиях, мало нуждается в индивидуальной выучке в противоположность действиям высших животных: естественный отбор среди последних благоприятствует только особям, способным к индивидуальному дальнейшему развитию, а не живущим исключительно при помощи инстинктов, и детство, в частности И., дает возможность такого развития. Бесцельные с первого взгляда И. оказываются на самом деле предварительными упражнениями функций, полезных для взрослой жизни; И. необходимы для высшего развития. Несмотря на огромную популярность теории Гроса он и сам впоследствии видоизменил ее (в статье "Das Spiel als Katharsis"), и со стороны ряда других ученых она вызвала большую критику. Особенно не удовлетворял телеологический характер его теории (т.к. есть много И., в к-рых развиваются функции, бесполезные для современной человеческой жизни и даже вредные), а также отсутствие исторического подхода к проблеме, в частности недооценка роли наследственности. Вот почему и после Гроса нет недостатка во вновь создаваемых теориях И. (Стенли Голл, Ли, Ситер и др.). У нас, как и повсюду, до последнего времени господствовала теория Гроса. Однако все больше и больше проявляется неудовлетворенность ею. Плеханов, подходя к И. с исторической точки зрения, выводит ее из труда: И. является подражанием трудовым процессам взрослых, ей предшествует утилитарная деятельность. Однако в теории Плеханова труда как источник И. берется гл. обр. с производственно-технической стороны, а стимул к воспроизведению трудовой деятельности в И. понимается Плехановым узко как стремление к удовольствию от повторения процессов, а не как один из факторов формирования личности. Моложавый, критически применяя теорию Плеханова к И. детей, считает, что И. детей вырастают на основе готовой трудовой атмосферы среды, отражая, закрепляя и оформляя чужие приспособительные действия, предшествующие их собственным; И. - ориентировочно-приспособительный процесс. Блонский критически подходит к самому термину И., считая, что он употребляется взрослыми по отношению ко всем видам деятельности ребенка, не имеющим в глазах взрослых серьезного значения: этот термин без разбора применяется к самым разнообразным видам деятельности детей, от простых манипуляций до драматического и архитектурного творчества: поэтому все попытки дать общую теорию игры заранее обречены на неудачу и только мешают специальному изучению этих деятельностей, иногда не имеющих между собой ничего общего, в частности мешают пониманию развития драматизирующего искусства детей, строительного искусства их и т.п.

       В самом раннем детстве (приблизительно до 2 лет) И. состоят преимущественно в манипулировании теми или иными предметами (стучать, бросать, складывать, разбирать, рвать, катать, толкать и т.п.). И. дошкольников - гл. обр. строительные, подражательные и сравнительно несложные драматизации, а также И. хороводного типа. И. школьников первой ступени - в сильной степени подвижные И., причем постепенно все бóльшую роль начинает играть состязание. Игры подростков по б.ч. имеют сложный общественный, производственно-технический и спортивный характер. Наконец И. взрослых - чаще всего спортивные или интеллектуальные (шахматы, шашки и т.д.). Термин И. применяется также (по отношению к взрослым) к театральному искусству (см. Игра сценическая) и хороводам. Игры взрослых не являются чем-то совершенно отличным от детских И., но постепенно развиваются из И. подростков, к-рые также увлекаются спортивными И. и несколько позже, в юношеском возрасте, интеллектуальными.

       Христианская педагогика, считая детей испорченными от рождения, относилась к детским И. отрицательно, видя в них сатанинский соблазн: "девочка не должна никогда играть; она должна много плакать и размышлять о своих грехах", писал один средневековый схоластик. Даже в 17 в. пиэтисты настаивали на запрещении всяких детских И. Но уже наиболее передовые из буржуазно-демократических педагогов (Коменский, Руссо и др.) указывали на большое педагогическое значение И. При педагогическом использовании И. могут однако иметь место две крайности: замена игрой, как забавой, обучения ребенка и, наоборот, превращение И. в своеобразный учебный предмет. Первая крайность связана с именем Базедова: в его учебном заведении обучали различным предметам, напр. латинскому языку, посредством И. и даже экзамен проводился в виде И. Ясно, что это не И., а простая забава, придуманная для смягчения скучного обучения; кроме того это мешает выработке серьезного отношения к труду. Вторая крайность, нередко наблюдаемая и сейчас, состоит в стремлении ввести в И. максимум образовательного материала: здесь И. превращается в урок, т.е. уничтожается как таковая. Ошибка здесь состоит в непонимании воспитательного значения самих И.

       В противоположность этим двум направлениям Фребель считал, что именно в И. лучше всего проявляется развитие самодеятельности ребенка, не исключающей вместе с тем руководства детских И. взрослыми (в И. должно происходить единение жизни взрослых с детьми). Фребель предлагал дать игре, как таковой, самостоятельное место в системе воспитания и обучения детей. Под влиянием фребелизма И. занимают большое место в детском саду и отчасти проникают в школу; с начала 20 в. начинают также организовывать т.н. площадки для детских И. Однако в условиях капиталистического общества остаются неразрешимыми две задачи: произвести педагогический отбор ценных для всестороннего и полного развития ребенка И. (наличие многих антисоциальных И., такие И., к-рые развивают у детей мистицизм, почтение к царям и королям и пренебрежительное отношение к трудящимся, индивидуалистическую конкуренцию и т.п.) и сделать педагогически организованную И. массовым достоянием детей (этому мешают нужда и эксплоатация детского труда: ребенок не имеет возможности играть). Общественный строй определяет содержание и характер детских И. Советская педагогика, рассматривая И. как одно из орудий коммунистического воспитания, предъявляет с этой точки зрения ряд педагогических требований к И.: игра, доставляя детям удовольствие и позволяя проявляться их творческой деятельности, должна вместе с тем воспитывать в детях правильные классовые установки и не содержать мистицизма, чрезмерной фантастики, неправильных общественных представлений и т.д.; она должна содействовать развитию коллективистических черт и производственных навыков, а также боевых качеств защитника СССР и борца за коммунизм; она должна расширять и углублять жизненный опыт детей, умственно развивать их, физически укреплять и воспитывать организованность.

       Лит.: Шиллер Ф., Письма об эстетическом воспитании человека, Собр. соч. в переводе рус. писателей, т. IV, СПБ, 1902; Спенсер Г., ОСнования психологии, т. I - IV, СПБ, 1876; Groos K., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele der Menschen, Jena, 1899; Lee J., Play in Education, L., 1915; Колоцца Д.А., Детские игры, их психологическое и педагогическое значение, М., 1911; Грос К., Душевная жизнь ребенка, Киев, 1916; Плеханов Г.В., Искусство (сб. ст.), М., 1922, см. ст. Теория происхождения игры; Марц В.Г., Беседы по методике и теории игры, [M.]., 1925; Корнильева-Радина М.А. и Радин Е.П. Новым детям новые игры, 2 изд., М., 1927; Игра и труд в дошкольном возрасте (педолого-педагогич. сб. под ред. С.Моложавого), М. - Л., 1929; Родин А.Ф. и Былеева Л.В., Игра в системе пионерработы (Идеология игры), М., 1930; Любимов А. и Стариков В., Боевые игры молодежи, М., 1928.

П.Блонский

Большая Советская Энциклопедия

2-е изд. - М., 1952, т. 17, с. 312.

      ИГРÁ - 1) Одно из средств умственного, нравственного и физич. воспитания детей (см. Игры детские, Игротека). 2) Состязание со спортивной целью, напр. городки, теннис, футбол, шахматы (см.). или с целью развлечения, напр. домино (см.), карточная игра (см. Карты игральные) и др. 3) Исполнение на сцене или в кинопостановке драматич. произведения (пьесы, сценария) (см. Сценическая игра). 4) В капиталистич. странах - нек-рые виды спекуляции, напр. биржевая И. (см. Спекуляция биржевая).

      ИГРОТÉКА - специальное помещение с набором разнообразных игрушек, в к-ром дети играют. И. создаются в Дворцах и Домах пионеров, в парках культуры и отдыха, в Дворцах и Домах культуры, в клубах и т.д. И. оборудуются, в зависимости от возраста детей, материалами для строительных игр (кубиками, шарами, цилиндрами, "конструкторами" и др.), куклами с соответствующей мебелью, обстановкой и предметами домашнего обихода, игрушками на темы народных сказок, технич. игрушками, макетами (парохода, самолета, танка и т.д.) и др. (См. Игры детские, Игрушка).

  Малая Советская Энциклопедия

М., 1958 - 1959, т. 3.

       ИГРЫ ДÉТСКИЕ - одно из важных средств умственного, нравственного, физич. и эстетич. воспитания детей. В процессе игры дети проявляют свободную творческую деятельность, в к-рой участвуют разнообразные компоненты психики детей: ощущения, восприятия, мышление, воображение, память, внимание, воля, эмоции и т.д. Этим определяется большое влияние И.д. на развитие личности ребенка в целом - его характера, воли, моральных черт. По своему содержанию И.д. отражают разнообразные виды человеческой деятельности. Однако всем им присущи три осн. черты: 1) свободная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, выбираемая ради удовольствия, к-рое она доставляет; 2) активный, творчский характер этой деятельности; 3) эмоциональная насыщенность игрового действия характерными для игры чувствами увлечения, веселого настроения, товарищества, дружбы, сотрудничества, взаимопомощи, а также рядом эстетических чувств (ритм, красота движений и т.п.). В И.д. велика роль педагогов, воспитателей, родителей, направляющих игровые интересы детей и руководящих не только процессом игры, но и проявляющимися в игре отношениями детей друг к другу, к коллективу.

       В практике сов. воспитат. учреждений наибольшее значение приобрели след. 4 группы И.д.: 1) Строит. игры с песком, кубиками и другими материалами; любимые игры детей младшего дошкольного возраста. 2) Сюжетные игры, в к-рых ребенок подражает трудовой и обществ. деятельности взрослых. В основном это игры детей дошкольного возраста без к.-л. заранее установленных и обязат. правил (игра в детский сад, в школу, в дочки-матери и т.п.). 3) Дидактич. игры, специально разрабатываемые воспитателями как в отношении содержания, так и в отношении методики их проведения и правил. Назначение этих игр - развитие познават. процессов у старших и младших школьников. 4) Подвижные игры, к-рыми увлекаются дети всех возрастов; особое значение приобретают они для детей школьного возраста. В структуре подвижных игр различают: тематич. содержание, моторное содержание, организационную сторону. Наряду с развитием и совершенствованием техники движений и укреплением здоровья детей, подвижные игры оказывают больше влияние на воспитание у них воли и моральных качеств.

       Лит.: Р у д и к   П. А., Игры детей и их педагогическое значение, М. - Л., 1948; Я к о в л е в   В. Г., Игры в школе  пионерском отряде, М., 1943;  П о к р о-

в с к и й  Е. А., Детские игры преимущественно русские, 2 изд., М., 1895;

Л е с г а ф т   П., Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, ч. 2, 2 изд., СПБ, 1909.

Большая Советская Энциклопедия

3-е изд. - М.: Изд. "СЭ", 1972, т. 10, с. 31.

      ИГРÁ, вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе. И. сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. И. свойственны и высшим животным. И. изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. В матем. Игр теории И. определяется как матем. модель конфликтной ситуации. Происхождение И. связывалось с магико-культовыми потребностями или врожденными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г.В.Плеханов, "Письма без адреса").

       Связь И. с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена ее способностью моделировать конфликты, решение к-рых в практич. сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому И. является  не только физич. тренировкой, но и средством психологич. подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта И. легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в ср.-век. Византии "болельщиков" на ипподроме в политич. партии, детские игры как модели социальных конфликтов "взрослого" мира).

       Особая психич. установка играющего, к-рый одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит И. с искусством. Вопрос о соотношении И. и искусства был поставлен И.Кантом и получил филос.-антропологич. обоснование у Ф.Шиллера, видевшего в И. специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу: "…человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет" (Собр. соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Генетич. связь искусства и И. отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (напр., в теории синкретич. первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и "действа" А.Н.Веселовского). И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством - решение предлагается не в практич., а в условной, знаковой сфере, к-рая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практич. поведения. Однако между И. и искусством имеется существ. отличие: И. представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличит. свойством И. является наличие системы правил поведения.

Ю.М.Лотман.

       В   п с и х о л о г и и    первая фундаментальная концепция И. была развита нем. философом и психологом К.Гросом (1899): в И. животных он видел предварит. приспособление ("предупражнение") инстинктов к условиям будущей жизни. До него англ. философ Г.Спенсер высказал взгляд на И. как проявление "избытка сил". Существ. поправкой к учению Гроса явилась теория австр. психолога К.Бюлера о "функциональном удовольствии" как внутр. субъективной причине И. С противоположной Гросу теорией И. выступил голл. зоопсихолог Ф.Бёйтендейк, считая, что в основе И. лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитич. концепции австр. врача З.Фрейда И. рассматриваются как реализация вытесненных из жизни желаний.

       В сов. психологии был развит подход к И. как к социально-историч. явлению (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). В частности, игры детские рассматриваются как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем ребенка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.

       Лит.: П л е х а н о в    Г. В., Соч., т. 14, М., 1925, с. 54 - 64;  Л е о н т ь е в   А. Н., Проблемы развития психики, М., 1971;  G r o o s  K.,  Die Spiele der Tiere, Jena, 1896;  его же,  Die Spiele der Menschen, Jena, 1899; B ü h l e r   K., Die Krise der Psychologie, Jena, 1929;   B u y-

t e n d i j k    F. J.,  Wesen und Sinn des Spiels, B., 1934;   H u i z i n g a   J.,  Homo ludens, L., 1949.  См. также лит. при ст. Игры детские.

И.Б.Даунис.

      ИГРЫ ДЕТСКИЕ, вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, гл. об. действий взрослых и отношений между ними.

       И.д. социальны по своему происхождению, по своей природе и, следовательно, по своему содержанию. Многие И.д. носят нац., нар. характер и передаются из поколения в поколение. В них формируется и проявляется потребность ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физич. качества, формируется личность в целом. Игры являются ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место в воспитании и обучении школьников всех возрастов. По словам А.М.Горького, игра - путь детей к познанию мира, в к-ром они живут и к-рый призваны изменить. В сов. педагогике И.д. рассматриваются как одно из средств коммунистического воспитания, самовоспитания и обучения детей.

       В пед. лит-ре обычно различают  игры- м а н и п у л я ц и и   детей до 3 лет,   с ю ж е т н ы е  (ролевые, режиссерские и игры-драматизации),   п о д -

в и ж н ы е    и    д и д а к т и ч е с к и е    И.д.

       Начальной формой И.д. являются игры-манипуляции детей ясельного возраста, сопровождающиеся эмоциональным оживлением ребенка, играющего, как правило, индивидуально. В процессе таких манипуляций взрослые учат детей предметным действиям, знакомят их с формой, цветом, назначением предметов, учат играть рядом.

       Сюжетные игры дошкольников начинаются с ролевых, в к-рых дети берут на себя активные роли - взрослого человека, животного, машины и др. (пассивные роли отводят игрушкам). Характерной особенностью сюжетных И.д. является их двойственный символич. характер (напр., играющий мальчик - одновременно и "летчик в полете", и ребенок на стуле). Дети строят игровую ситуацию, одновременно активно включаясь в жизнь взрослых. Они учитывают особенности реальной обстановки, в к-рой только и могут действовать, и тех реальных предметов, к-рые применяются в игре. Игрушки, предметы быта, материалы, включаемые в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых. Именно этот двойственный характер игровой ситуации и создает возможность усвоения детьми знаний о тех сторонах действительности, в к-рых они еще не могут осуществить реальную предметную деятельность. Та же двойственность - расхождение и связывание в игре плана изображаемого (мир взрослых) и плана реальных игровых действий - является важным условием развития мышления, воображения, творческих возможностей ребенка. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производств. и обществ. темы. Дети обращаются также к сюжетам лит. произведений. кинофильмов, теле- и радиопередач и др. Происходит изменение и содержания игры: от действий с игровыми предметами, лежащих в основе сюжетной игры на ранних ступенях, - к изображению деятельности и отношений взрослых, к образованию новой игровой ситуации - роли, в к-рой ребенок отождествляет себя с изображаемым лицом (с этой целью используются и игровые атрибуты, символизирующие роль). Ролевая игра как наиболее развернутая форма сюжетных И.д. сохраняется у детей до подросткового возраста. В режиссерских играх дети обычно не берут ролей на себя, а распределяют их между игрушками и действуют за них. Сюжет (бытовой, общественный, литературный и др.), как правило, развивается в действии с фигурками, выполняющими пассивные роли. Обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строит. и природных материалов.

       В играх-драматизациях дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов воспроизводят в театрализованной форме содержание лит. произведений. Роли распределяются между детьми, игрушками, используется и театр кукол. В процессе таких игр у детей развиваются художеств. способности и интерес к участию в художеств. самодеятельности.

       Подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов - подражательные игры - движения под потешки, песенки взрослых и игры с игрушками. Многие подвижные игры дошкольников близки к драматизации. Ряд игр имеет сюжет и правила ("гуси-лебеди"), многие - только правила ("салочки", "прятки"). С 4 - 5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др. У детей 5 -6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер. Особое значение подвижные И.д. и спортивные игры имеют для физич. воспитания школьников (см. Физическое воспитание, Спортивные игры).

       Одним из действенных средств умств. воспитания детей, особенно дошкольников, являются дидактические игры, имеющие целью дать ребенку новые знания о предметах, их классификации, назначении, свойствах, о видах труда, явлениях природы и др. Дидактич. И.д. используются при обучении детей счету и чтению. Нередко дидактич. И.д. проходят с игрушками, настольно-печатными играми (различного типа лото, домино, викторины и т.п.), природными материалами. Широко распространены словесные дидактич. И.д. без игрушек - загадки, шарады, кроссворды и др. Правила дидактич. И.д. (как и многих подвижных) создаются взрослыми, но обычно пополняются и видоизменяются детьми. Часто дидактич. И.д. носят характер познавательно-тренировочных игр-упражнений и игр-соревнований.

       Значит. место в И.д. занимает изготовление детьми игрушек и игр-самоделок, что способствует развитию детского творчества. Взрослые обучают детей умению играть в коллективе, использовать игры там, где возникает стремление участвовать  в недоступной деятельности старших; обогащают содержание и сюжеты И.д.; помогают приобретать в процессе игры знания, навыки и умения; создают условия для игры.

       Игра, по словам Н.К.Крупской, - школа самоорганизации. Являясь действенным средством развития у детей творческой активности, инициативы, коллективизма, организаторских умений и навыков, И.д. широко используются в жизни детских коллективов, причем игровые элементы вносятся не только в различные детские праздники, соревнования, но и в трудовые и др. общественно полезные дела. Ряд игр носит всесоюзный характер: военно-патриотич. игра "Зарница", соревнования на приз "Кожаный мяч" и "Золотая шайба", спартакиады школьников, радио- и телевикторины и игры-конкурсы и др.

       С целью пед. организации И.д. в часы досуга в школах, внешкольных и культурно-просветит. учреждениях создана сеть детских игротек. См. также ст. Игрушка.

       Лит.: Р у б и н ш т е й н    С. Л., Основы психологии, М., 1935; Воспитание ребенка в семье от трех до семи лет. (Книга для родителей). Под ред. Е.А.Флериной, М., 1950;  М а к а р е н к о   А. С.,   Игра, Соч., т. 4, М., 1957; Д ь я ч к о в а  О. А., Игры школьников, М., 1955; Э л ь к о н и н  Д. Б., Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста, М., 1957;   Л е о н т ь е в   А.Н.,  Психологические основы дошкольной игры, в его кн.: Проблемы развития психики, М., 1959;  Э л ь к о н и н    Д . Б.,  Детская психология, М., 1960; Роль игры в детском саду. Под ред. А.П.Усовой, М., 1961;  М а х л а х   Е.С., Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте, в сб.: Вопросы психологии личности школьника, М., 1961;  Психология и педагогика игры дошкольника, М., 1966;    Г о л е ц и о в а    О.,   К л и н д о в а  Л.,      Б е р д ы х о в а    Я.,   Игры в детском саду, М., 1966;   В ы г о т с к и й  Л.С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка, "Вопросы психологии", 1966, № 6;  Я к о в л е в   В.Г.,   Г р и н е в с к и й   А.,   Игры для детей, М., 1968;  Всегда всем весело. Сб. игр для пионеров и школьников, М., 1969.

Е.А.Коссаковская, И.Б.Даунис.


 

 

Hosted by uCoz